Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя школа пгт Свеча" (КОГОБУ СШ пгт Свеча)
О школе
История школы
Строительство деревянного здания Свечинской средней школы на улице Ленина было начато в 1935 год, а в 1936 году школа была открыта. Первым директором был Григорий Владимирович Касаткин. Первый школьный выпуск состоялся в 1940 году. В 1937 году начала работу Свечинская вечерняя средняя школа. Счастливые и незабываемые довоенные годы, тогда в школе учились 450 учеников. Жили интересно. Старшеклассники устраивали лыжные походы, военно-политические эстафеты. На Всесоюзном слете отличников - выпускников средних школ П. Стародубцев представлял Свечинскую среднюю школу. Занятия по подготовке ребят, желающих иметь значок ГТО, «Ворошиловский стрелок» и другие, вели В. Бурков и Н. Борцов, а главным наставником был учитель С.С. Вахрушев. Учитель химии Н.М. Стародумов руководил школьным драматическим коллективом, в котором играли учителя и учащиеся. Спектакли показывали не только в школе, но и за пределами района. Так выглядела школьная жизнь до войны.
Когда началась война все юноши - выпускники 1941 года, вместе с классным руководителем Н.П.Шалагиновым пошли в военкомат и написали заявление о желании добровольно идти на фронт. Большинство из них не вернулось с полей сражений. Позднее и некоторые девушки были призваны в ряды Советской армии. В 1941 году школу перевели в Юму. В поселке осталось четверо учителей, которые учили с 1-ого по 4-ый классы.
В 1946 году школа вернулась в поселок. После войны учителя, пришедшие с фронта, в основном работали на руководящей педагогической работе: директор – Л.Х. Рыжков, завуч, а позднее прекрасный директор – Е.П. Кротов. В послевоенные годы приводились в порядок здания, школьный участок, закладывался сад. После уроков ребята готовились к пионерским сборам, праздникам, участвовали в комсомольских собраниях, смотрах художественной самодеятельности, собирали макулатуру и металлолом. Школьные кабинеты оборудовались силами учителей и учащихся. Послевоенные годы были очень трудными, не хватало самого необходимого, а потому приходилось делать всё своими руками. Учителям приходилось отдавать много сил и энергии для творческого оборудования кабинетов. А.Г.Краева с теплотой вспоминала своих коллег, которые были прекрасными наставниками, добрыми советчиками и помощниками учителей и учеников. Многие учителя работали в три смены. Педагогический коллектив был работоспособный, дружный. В школе было холодно, не было дров. Учителя и учащиеся старших классов пилили и кололи дрова сами. Несмотря на нелегкую жизнь при одном выходном в неделю учителя честно и добросовестно трудились. Наполняемость классов в те годы была большая по 38-40 человек в классе. Всегда были параллельные классы 2-3. Учителями и учащимися школы проводилось большая общественная работа среди населения района.
Большое внимание уделялось политехнизации школы. Проводилась работа по привлечению учащихся старших классов к работам в колхозах, создавались ученические овощеводческие бригады. Особое место занимало физическое воспитание: в 1956 году команда школы заняла 2 место в летней областной спартакиаде, а учитель физкультуры Н.М. Юдинцев- 4 первых места в беге на разные дистанции. Начиная с 1947 года в Свечинской средней школе активно развивался туризм. Начиная с 1966 года, в школе проводился традиционный туристический слет. Активное участие в делах школы принимала Ю.Ф. Носкова. Она являлась почетным пионером пионерской организации школы, часто встречалась с ребятами, помогала им и словом, и делом. Поистине, огромную работу вела В.Д. Хомякова, бывшая учительница русского языка и литературы, бывшая директор школы. Беспокойная жизнь была у Валентины Дмитриевны, всю свою энергию, ум и сердце она отдавала людям. 35 лет трудился в школе Л.В. Бусыгин. В апреле 1949 года бывший фронтовик пришел работать в школу лаборантом, потом преподавал физику, черчение, рисование. Запоминающимся событием стало создание школьного радиовещания. А когда для школы приобрели киноустановку, тут уж радости не было предела. Много труда вложил Леонид Васильевич в оборудование школьных мастерских, где ребята учились слесарному и столярному делу, выполняли заказы РТС и детских садов поселка.
В августе 1970 года на должность директора школы был назначен В.П. Акинин, а его супруга, А.П. Акинина, воспитателем интерната. В интернате в то время жили от 120 до 130 воспитанников из сел Свечинского района. Здесь работали А.Ф. Градобоева, Семаково, Н.А. Шубина. Владимир Павлович вспоминал о годах работы: «Ученицы старших классов несколько дней в неделю работали доярками на фермах колхоза «Красное знамя». Многие девушки после окончания выпускных классов шли на работу животноводами в составе сводных комсомольских отрядов. В это время школа получила от сельхоза управления в подарок трактор, комбайн, а начальник ПМК-13 Анатолий Макарович Краев выделил гусеничный трактор». За успехи, достигнутые в учебно-воспитательной работе, учителя-ветераны удостоены высоких наград Родины. А. Г. Краева награждена орденом Трудового Красного Знамени, В. М. Бусыгина - орденом «Знак Почета». Отличниками народного просвещения являются Л. П. Черемисинова, Е. П. Кротов, В. Д. Хомякова, В. Т. Новоселова, В. С. Созинова, А. Е. Губина, Т. А. Чебыкина. Звания «Заслуженный учитель школы РСФСР» удостоена И.А. Фукалова, звания «Отличник народного просвещения» - З.И. Вахрушева, И. В. Безденежных, Р.В. Трефилова, Т.А. Юдинцева, М.Г. Кузякина. Грамотами Министерства просвещения РСФСР награждены Р. Н. Ардашникова, И. А. Новожилова, В.А. Пересторонина.
В конце 90-х.- начале 2000-х. гг. в школе стали успешно внедрятся педагогические технологии, велось профильное обучение учащихся 10-11-х классов. С 2009-2010 учебного года в состав МОУ СОШ пгт. Свеча входит бывшая железнодорожная школа № 23, которая ведет свою историю с 1919 года. Тогда в деревне Самоулки была открыта начальная школа, а через год она была передана в железнодорожное ведомство. 23 июня 1920 года школа была преобразована в восьмилетнюю, которую назвали железнодорожной школой № 23 ст. Свеча.
За годы существования школы более 200 учителей давали знания и воспитывали подрастающее поколение, более 20 директоров управляли школой. Анатолий Георгиевич Ивакин, заслуженный учитель РСФСР, после войны 24 года руководил школой. Под его руководством ученики разрабатывали модели паровозов, самолетов, а модель электровоза была представлена на ВДНХ в Москве. При директоре Иване Васильевиче Окулове 1 сентября 1947 года состоялось открытие нового здания школы. В годы работы Василия Николаевича Кузякина, под руководством учителя биологии Валентины Александровны Окуловой пустырь около школы превратился в зеленый сад с цветниками, аллелями и пришкольным участком. В 1986 году директором был назначен Леонид Алексеевич Стариков, который вместе с учениками создал около школы настоящий спортивный городок. Затем руководство школы приняла Нина Леонтьевна Лопатина. При ней был проведен декоративный ремонт здания школы, в котором она сама принимала активное участие
Образование и формы обучения
Основные общеобразовательные программы могут осваиваться обучающимися в Школе в очной, очно – заочной или заочной форме. Обучающиеся имеют право получать образование в форме семейного образования и самообразования с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в Школе. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Все формы обучения предоставляются за счёт бюджетного финансирования.
Программа развития
Программа развития КОГОБУ СШ пгт Свеча является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления развития школы на период до 2024 года в логике современной государственной образовательной политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения. Программа подготовлена рабочей группой школы.
В программе отражены тенденции развития школы, выделены главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе.
Программа является инструментом образовательного процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных на достижение школой качества
образования, адекватного запросам современного российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся социально- экономическим условиям; на становление демократического уклада школы как действующей модели гражданского общества.